главная / Новости Беларуси / Внешнеэкономическая деятельность / Удастся ли захватить белорусским нефтепродуктам украинский рынок?

Удастся ли захватить белорусским нефтепродуктам украинский рынок?

Директор украинской консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюнна конференции "Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов Беларуси" не исключил, что Украина может перекрыть путь импорту нефтепродуктов из Беларуси и ввести заградительные импортные пошлины.

Поводом для таких мер послужило нарастающее влияние Беларуси на украинском рынке. Две трети общего объема белорусского экспорта в Украину (67,7%) в 2011 году пришлось именно на нефтепродукты, объем их поставок увеличился в 1,8 раза и достиг 2 млрд. 812,3 млн. долларов. По прогнозам СергеяКуюна, в 2012 году поставки белорусских нефтепродуктов еще больше увеличатся — до почти 3,5 млн. тонн. При этом рыночная доля белорусских бензинов вырастет до 31%, а дизтоплива — до 35%.

По словам эксперта, росту поставок поспособствует ряд факторов. Так, ТНК-ВР остановила на внеплановый ремонт Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Если он не будет запущен, то половину объема нефтепродуктов (около 400 тысяч тонн — naviny.online.), поставляемых НПЗ на рынок, заместят поставки из Беларуси. Только это даст рост поставок примерно на 15%, пишут  Белорусские новости.

Санкции ЕС усложнили украинцам операции с закупкой белорусского топлива. «С белорусскими поставщиками стало сложнее работать. Долларами ты рассчитаться не можешь. Сначала должен купить доллары, перевести в евро и только потом купить бензин. А это курсовые риски», — признал Куюн.

Украинский рынок заинтересован в нефтепродуктах из Беларусис одной стороны, но с другой —  их постоянно растущая доля создает определенные угрозы для других игроков.

Эксперт привел показательный пример, к чему уже привело доминирование Беларуси на рынке. До 2011 года цена на нефтепродукты из Беларуси определялась в условиях жесточайшей конкуренции с украинскими контрагентами и европейскими компаниями. Теперь же на торги просто выставляются объемы по определенной цене, а как таковых торгов нет.

Слабая дисциплина отгрузкиявляется ещё одной причина недовольства. «Цена тонны А-95 у Беларуси на 30 долларов ниже, чем, например, у литовских производителей. Однако операторы готовы платить дороже, но при этом иметь гарантию отгрузок», — подчеркивает Куюн.

По этой причине некоторые украинские трейдеры уже предпочитают покупать более дорогой бензин у Румынии, Польши и Литвы, не связываясь с белорусскими поставщиками.